Председателя правительства РФ Михаила Мишустина попросили усовершенствовать федеральное законодательство в области холодильных цепей в процессе оборота пищевой продукции. Соответствующее письмо премьеру направил депутат Госдумы РФ, президент Национальной ассоциации цифровой экономики (НАЦЭ) Константин Слыщенко со ссылкой на резолюцию прошедшего 23 июля селекторного совещания с участием представителей АСОРПС, АО «НИИАС», АО «ГЛОНАСС», Технического комитета по стандартизации ТК 032 «Водный транспорт» и АГРОМАРКЕТ Групп.

По мнению парламентария, создание новых нормативно-правовых актов или внесение изменений в действующее законодательство помогут внедрить новые цифровые технологии, а также создать условия для выполнения требований в области продовольственной безопасности - при хранении, транспортировке и реализации пищевой продукции.

В письме отмечается, что для обеспечения здорового питания и решения задачи по увеличению продолжительности жизни населения в соответствии с положениями Доктрины продовольственной безопасности РФ и Указов президента РФ о национальных целях и стратегических задачах развития страны подготовлены предложения в адрес Минтранса, Минпромторга и Минсельхоза.

В частности, в резолюции приводится перечень необходимых работ для организации в скорейшие сроки освидетельствования изотермических вагонов и контейнеров на соответствие нормам Соглашения о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС). Согласно новым правилам Минтранса, эту процедуру операторы должны провести до 1 января 2022 года, однако на этом пути существует ряд серьезных преград, которые и предлагается преодолеть наиболее эффективным и недорогим способом.

По информации Научно-исследовательского и проектно-конструкторского института информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (НИИАС), для освидетельствования всех изотермических вагонов и контейнеров, используемых сейчас на железной дороге, требуется провести не менее 10-11 тыс. испытаний в специализированных климатических камерах. Суммарные издержки владельцев и операторов транспортных средств составят около 1 млрд рублей, и это без учета затрат на транспортировку транспортных средств к месту проведения испытаний.

Председателю правительства РФ также были направлены предложения по созданию продуктовых аукционов, в том числе по реализации сельскохозяйственной продукции. Это позволит контролировать цепи поставок с учетом требований холодильных цепей.

Ранее, 28 июня, под контролем Россельхознадзора стартовал эксперимент по сквозному контролю холодильной цепи при перевозке скоропортящихся грузов с использованием оборудования по онлайн-отслеживанию состояния и местонахождения продукции с последующей передачей информации в Федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии — ФГИС «ВетИС».

Комментарии экспертов

Старший научный сотрудник Лаборатории «Управление перевозками продовольственных и скоропортящихся грузов» АО «НИИАС» Денис Давыдов:

«Ранее в нашей стране освидетельствование изотермических вагонов и контейнеров в соответствии с нормами СПС не проводилось, что создает колоссальную нагрузку на владельцев и операторов, связанную с их первоначальными освидетельствованием. Проблема еще и в том, что в России отсутствуют специализированные климатические камеры с вводом железнодорожного пути для такого освидетельствования. Чтобы как-то сдвинуть процесс с мертвой точки, с одной стороны, и не привести к разорению участников рынка, с другой, НИИАС предлагает разработать временный порядок освидетельствования и контроля эксплуатируемых изотермических вагонов и контейнеров. По нашим оценкам, это сделает процедуру в 10-15 раз дешевле».

Заместитель генерального директора АО «ГЛОНАСС» Александра Аронова:

«Применение автоматизированной системы мониторинга на базе ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» («АСМ ЭРА») для сквозного контроля холодильной цепи при транспортировке скоропортящихся продуктов выгодно всем: государству, участникам рынка и, конечно, потребителям. Полная автоматизация надзорной функции приведет к отмене «ручных» проверок грузов в пунктах пропуска. Для перевозчиков преимущество будет выражено в экономии топлива, сокращении времени и удешевлении страховки. Для ритейла плюсом станет возможность контроля за состоянием поступающей продукции и избавление от риска получить некондиционный товар. А потребитель на выходе получит качественные и безопасные продукты питания».